«    Апрель 2024    »    
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 




Национальные игры народов Казахстана

Среди аспектов здорового образа жизни важным является двигательная активность. Нормальное существование человека возможно только при условии своевременной реакции на воздействия внешней среды. Так вот физические упражнения становятся своего рода регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянной внутренней среды. Занятия физическими упражнениями способствует лучшему питанию и кровоснабжению мышц, в том числе и сердечной мышцы.

Национальны игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.

Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.

Игры народов Казахстана помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности. Игры народов отражают культуру и самобытность народа. Можно отметить, что у одного народа преобладают подвижные, командные игры, а у другого настольные, логические. Также можно встретить очень похожие игры у разных народов, но с различными названиями.

Есть такие игры, которые имеют столетнею или даже тысячелетнею давность. Например, известный ученый-филолог Махмут Кашгари описывает детские игры, одна из них «Менкез-менкер»? Встречающаяся у татарского народа. Эту игру до сих пор играют дети под названием «Летели-летели» («Очты-очты»).

 

Игра "Вытащи платок".

Вытащи платок - это азербайджанская игра, в которую играют 10 и более человек.

Инвентарём служат платки. Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!» Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями.

 

Статуя - армянская игра для 5 - 20 человек.

Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек - четверых ловцов. По назначению ведущего ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них поймать.

Пойманный должен тут же остановиться замереть на месте в том положении, в котором его поймали. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут пойманны все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.

Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

 

Русская игра Мушка

Вбивают в землю палку длиной в аршин и более; вверху палки привешивают деревянный крючок, называемый мушкой, которую водит (караулит) один из играющих, и вешает ее всякий раз, когда собьют, а прочие, отойдя на несколько шагов, держат в мазлах (ямках) свои палки.

Между тем один кто-либо, не отходя от мазла, старается попасть своей палкой в мушку, или, по крайней мере, во вбитую палку; отлетевшую же его палку он оставляет лежать на том месте, где она упала, пока все не закончат бросать.

Но если бросающий надеется, что он сбегает скорее за палкой, чем поспеет водящий повесить мушку, то он бежит за ней. Если не надеется, то дожидается выкупа. Когда бьет последний, это значит выкупает, тогда все бегут за своими палками. Водящий же мушку должен повесить ее как можно скорее, захватить чье бы то ни было мазло во время их бега. Кто не успеет защитить свое мазло, тот водит мушку а прочие играют по-прежнему

Изворотливость побеждает умение

 

 

Башкирская народная игра Палка-кидалка (Сойош таяк)

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке.Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежалпозже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

 

 

Национальны игры казахского народа

 

Военно-спортивные игры выполняли широкую, универсальную функцию, связанную, как с походным бытом - обучая набегам, войнам, столкновениям, так и с чисто хозяйственной деятельностью народа. Яркими представителями таких игр были сайыс, аударыспак, жамбы ату, алтын кабак, скачки, курес и др.

Огромная часть национальных игр несла обрядовое, ритуальное назначение, входящее в систему брачных, а также поминальных и погребальных церемоний. Однако, впоследствии, многие из них утратили свою первоначальную суть, в процессе развития и перерождения. Примером этому могут служить аламан байга, кокпар.

Народные события (праздник, свадьба, поминки) и национальные игры им посвященные носили исключительно общественный характер.

Самым большим знаковым мероприятием, по имеющимся сведениям считались поминки и конские скачки к ним приуроченные. Доподлинно известно, что поминки (ас), периодически устраиваемые в память старейшины рода, собирали огромное количество людей, независимо от сословной принадлежности. Об этом событии молва по степи ходила в течение нескольких лет, слагались песни, возникали легенды. Торжественные мероприятия продолжались от 3 до 7 дней, при этом ежедневно проводились какие-либо национальные игры и состязания, а заключительный день завершала грандиозная скачка - «Аламан байга», которая собственно и была впоследствии причиной многочисленных обсуждений.

 

Аламан байга.

Это национальные скачки на длинные и сверхдлинные дистанции от 25, до 100 км. Они являются одним из древнейших и популярнейших состязаний у народов Казахстана, появление которых, несомненно, связано с условиями кочевого быта и необходимостью подготовки лошадей к длительным переходам, особенно актуальным в военное время. «Аламан байга» - всегда основной вид программы состязаний масштабных народных торжеств, в особенности поминок (ас).

Скачки, по традиции проводятся в степи. Отмеряется означенное расстояние по прямой, изобилующей естественными преградами, в соревнованиях разрешается принимать участие неограниченному количеству всадников на лошадях различных пород.

По правилам, по мере приближения к финишу джигиты начинали выкрикиваться родовые кличи (уран), по которым зрители узнавали лидеров и победителей скачки.

Сайыс.

Национальные единоборства всадников на пиках, представляющие собой старинные военизированные игры, устраиваемые только на особо масштабных торжествах. «Воинов» для поединка выставляли из различных семейных кланов, а иногда и соседних народов, как, например, между киргизами и казахами на юге страны. Участники облачались в необходимую экипировку и вооружались деревянными длинными копьями с тупым концом. Целью поединка было выбить противника из седла или нанести ему серьезный удар, после которого он не смог бы продолжать единоборство.

Қыз қуу / Кыз куу.

«Кыз куу» - дословно «догони девушку» - очень популярная национальная конноспортивная игра, корнями своими уходящая в далекие средние века, когда женщины, наравне с мужчинами были воинами и наездницами. Они имели полное право предъявлять претендентам на руку и сердце целый ряд условий, в т. ч. состязание в скачках. До наших дней эти игры, обычно устраиваемые в честь свадебных торжеств, дошли в несколько видоизмененной форме, но смысл остался прежним - если побеждает джигит, он имеет право жениться на избраннице.

Игра проводится в открытом поле на строго определенной дистанции. В конце маршрута устанавливается контрольный поворотный столб или мета. По условиям состязания девушка должна ударить плетью юношу и пуститься вскачь к финишу, а джигит, что есть мочи стараться догнать беглянку. Если у него это получалось до линии поворота, то, как победитель молодой человек имел право обнять и поцеловать девушку. Если же девушка приходила к финишу первой, то на обратном пути, подбадриваемая зрителями, она нещадно хлестала нерасторопного джигита своей плетью. Такие неудачи ложились пятном позора на наездника, и требовалось очень долгое время, чтобы очевидцы прекратили дразнить неудачника.

Күміс алу / Кумыс алу.

Один из самых своеобразных национальных видов конного спорта, встречающийся также и у других народов Средней Азии. Он требует от участников предельной ловкости, виртуозного владения своим телом и искусного управления конем. Смысл игр состоит в том, чтобы джигит на полном скаку поднял положенную на землю монету, а иногда целую россыпь монет, разложенных на одинаковом расстоянии.

Алтыбақан.

В дословном переводе «шесть столбов» - казахские качели, которые сооружались из шести столбов, на концах перетянутые крепкой веревкой. Сверху на них устанавливали поперечный шест, куда необходимо было закрепить парные арканы для ног и сидения. «Алты бакан» устраивали в вечернее время в дни свадебных торжеств или праздника Наурыз. Девушки и юноши, раскачиваясь на качелях попарно, должны были заводить какую-нибудь веселую песню, а остальные подхватывать ее, аккомпанируя на домбре.

Қазақша күрес.

Разновидность вольной борьбы - очень популярный вид национальных спортивных игр в Казахстане, различные интерпретации которой встречаются у многих народов Средней Азии. «Казакша курес» проводится на всех празднествах и торжественных мероприятиях. Отличительной чертой его является отсутствие весовых категорий и борьбы в партере. Поединки проводятся только на поясах и стоя.

 

 

 

ГКП на ПХВ

"Коргалжынская центральная районная больница"